Проповедь протоиерея Георгия Курасова в Неделю 14-ю по Пятидесятнице
Часто бывает, что мы соглашаемся с Евангельскими истинами, с учением Христа, признаем Христа своим Учителем и Спасителем, но это не приносит нам пользы. Ведь в ответ на признание Христа, в ответ на Его всепрощающую любовь к нам, в ответ на Вечность, которая нам преподносится, человек должен принести и своё собственное усилие, приняв тот образ жизни, который несовместим с греховной жизнью человечества.
Человек должен изменить себя по образу и подобию Христа. Это кажется дерзновенным, но ещё в первых христианских книгах выражена мысль, что мы должны подражать Христу. Здесь кроется основная проблема современного общества и каждой человеческой души. Мы соглашаемся со Христом, но не хотим менять себя.
Многие люди воспринимают Бога как Подателя материальных благ, Который помогает нам в этой жизни справляться с различными проблемами. Часто именно это лежит в основе наших взаимоотношений с Богом. Но основой должно быть другое. В ответ на ту любовь, которую предлагает нам Христос, человек должен принести свою собственную любовь, желание изменить себя по образу Того, Кого мы любим. Для этого требуется изменить своё мировоззрение.
Человек не может изменить сам себя радикально. Все психологические практики, которые предлагаются современному человеку, могут только немного подкорректировать наше поведение, никто не говорит о полном изменении себя, это невозможно. Человеческая цивилизация всегда стремилась создать образ идеального человека, но у людей так ничего и не получилось.
Поэтому Христос изменяет нас Сам, нужно только не препятствовать Ему. Это происходит через молитву, через приступание к таинствам. Единственное, что требуется от человека — тормозить развитие своих греховных помыслов, всегда оставаться в рамках христианской морали, христианской нравственности. Тогда возможен деятельный диалог Бога и человека. Тогда мы меняемся. Во всех других случаях человек остается прежним собой, несмотря на то, что он вполне может признавать Божественность Христа и Его учение.